4 февраля состоится юбилейный концерт известного хакасского композитора Татьяны Шалгиновой. Среди приглашенных исполнителей - этнопевец Руслан Ивакин (ГУРУДЭ). Артист исполнит в финале концерта этнический блок полюбившихся зрителями песен:"Без любви", "Только я глаза закрою", "Степной мираж" и тд. Татьяна Шалгинова написала потрясающую музыку ко многим стихам Р. Ивакина: "Месяц холостой", "Далекая звезда", "Дождь ночной", Heute wird vergessen", "Heute Abend werd ich Wind sein". На юбилейном концерте композитора впервые в Хакасии прозвучит совместное произведение Татьяны Шалгиновой и Руслана Ивакина - песня "СОЛЯР", презентация клипа которой 27 января состоится в г. Ашхабад. Руслан Ивакин задал несколько вопросов своему композитору Татьяне Шалгиновой перед ее важным событием.

фото из архива 2012 г. (Т. Шалгинова и Р. Ивакин после выступления в г. Кызыл (ТЫВА))

"Я начала играть на немой клавиатуре…"

(интервью композитора Татьяны Шалгиновой для сайта ruslanivakin.ru)

  Человек как цветок впитывает с детства все, что происходит вокруг… он рождается с определенной программой, в него с рождения  вложен «файл,  начинка, семя». Важно, чтобы в детстве создавалась среда, чтобы это семя могло прорасти, распуститься и цвести. Эта среда – любовь. Любовь создает "многовекторность",  «лучистоcть». Если в детстве человека любили, он лучится. Меня сильно любила бабушка. Она брала меня с собой на слушанья героического эпоса в исполнении C. Кадышева (хакасский сказитель), я, будучи ребенком, не до конца понимала смысл сказания, но впитала эту необыкновенную атмосферу и до сих пор помню эти детские ощущения.  Не все человек осознает до конца...

 Меня с детства привлекала Тайна звука, черно-белые клавиши на фортепиано, кнопочки на баяне…В детстве  я услышала звук фортепиано и у меня появилось страстное желание играть на нем, я самостоятельно нарисовала карандашом клавиатуру на картонках, сшила эти картонки нитками и играла на «немой клавиатуре». Внутри себя я представляла звук и пела песенки. Я хотела бы посмотреть сейчас эти кадры из детства, какие у меня были глаза в этот момент…

 У ребенка более объемный внутренний мир, чем у взрослого. Важно сохранить этот объем внутреннего пространства на протяжении жизни, сохранить свой мир Детства. Я стараюсь его сохранять... и сейчас я готова сорвать лепесток георгина и приклеить его на губы, как в детстве, могу долго смотреть на морозное окно и рассматривать его картинки.

 Ученые до сих пор не открыли Тайну Звука. Есть «теория звучащих струн»:  НЕКТО перебирает струны и все тела физические, весь состав Вселенной ведет себя так, как будто  они уже вторичны относительно этого звука. Откуда-то идет импульс,  будто во Вселенной постоянно звучит музыка…

 Если была бы возможность, я бы открыла свою школу. Мне интересно общаться с детьми, поэтому даю частные уроки. Ребенок очень хорошо понимает «мир образов», поэтому я использую этот метод, метод музыкальных образов, где главное - содержание музыки, его идея. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем он играет. Образ находится между нотами, музыка между звуками. Там между звуками находится «мысль-чувство».

 Тишина это встреча с самим собой. Самое интересное, что может происходить с человеком, это его внутренний диалог. Мы не умеем общаться сами с собой...  В школе, к сожалению, нет такого предмета, где бы нам привили это.

 Мне снится музыка. Она уходит в мою кладовую и порой приходит к тебе вновь днем, напоминает о себе. Сон это перезагрузка, это встреча с самим собой. Где реальность? Во сне или вне сна, не понятно. Возможно, во сне и есть настоящая реальность. Поэтому важно с кем рядом ты находишься во сне.

 Сочинение музыки это поиск баланса, гармония, чаще пишешь от внутреннего дискомфорта, и толчком является тоска. Тоска бывает разного рода, но зачастую это тоска по самому себе. Когда ты творишь, ты встречаешься с самим собой, с помощью музыки ты проявляешься. Поэтому сочинение музыки - некий процесс концентрации на своем собственном мироощущении. 

 Когда мою музыку исполняют, возникает ощущение, что я размножилась. Увеличивается объем внутри, ты становишься просторнее, легче. Чем больше объема, тем больше внутренней свободы.

 Я больше волнуюсь не за себя, а за исполнителей, чтобы они не теряли чувство вдохновения... Я хочу, чтобы они были довольны своим исполнением. Много было премьер, и музыка моя уже звучала, зрители ее слышали. Я написала более 100 произведений для инструментов: для фортепиано, скрипки, виолончели, хакасских национальных инструментов,  написала около 150  песен для 40 спектаклей.

 Часто мне задают вопрос, сопровождается ли рождение моих музыкальных образов стихий и древних символов Хакасии,  мистическими ситуациями и знаками в жизни. При написании музыки ничего странного не происходит. Дальше Музыка все время исполняется разными музыкантами, и она уже связана с энергией исполнителя. Был один факт, который поразил меня. Симфонический оркестр исполнял мою музыку «Дух Воды»  в Каннах, и после концерта была сильная гроза. Зрители, выходя из зала, были удивлены: такой грозы, по их словам, не было лет двадцать.

 Я думаю, реальное место силы - Родина. Мое место силы - Хакасия. Каждая Земля имеет свою вибрацию, свой звук. Через ступни ног, ты получаешь энергию. Я делю места силы: места, где человек реально находится в определенной точке пространства и «места», которые находятся внутри (человек представляет, где он может находиться).

 Композитор счастлив, когда его музыка звучит...  Недавно вышел в свет мой новый сборник "Песни Ветра" - пьесы для хобыраха и фортепиано. Это первое нотное издание пьес в Хакасии, написанных специально для этого чудесного хакасского национального духового инструмента. 

 Жду от своего юбилейного концерта  нового импульса для встречи с новыми исполнителями. 4 февраля день моего рождения и день встречи с моими исполнителями и зрителями. На сегодняшний день аншлаг, многие не успели приобрести билеты. Мне волнительно за людей, которые не успели купить билет, но я надеюсь, что такие концерты станут частыми.